Монтаж электрического и дизель-электрического привода буровой установки
В современных буровых установках в качестве привода применяют электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.
В электрическом приводе между двигателями и лебедкой устанавливаются редуктор и цепная или карданная передача. Редуктор и электродвигатели монтируют на общей раме, которая устанавливается на блочное основание. После установки привода лебедки его выверяют относительно лебедки. При этом ось ведомого вала редуктора должна быть параллельна оси трансмиссионного вала лебедки, а плоскость звездочки на редукторе должна совмещаться с плоскостью цепного колеса на трансмиссионном валу лебедки. Допустимое отклонение осей валов от параллельности 1 мм на 1000 мм их длины. Привод лебедки выверяют по уровню на горизонтальность в двух направлениях с точностью 1—1,5°. При передаче мощности на лебедку карданными валами последние следует выверять на соосность.
В электрическом приводе мощность от двигателей на буровые насосы передается клиноременной или цепной передачами. Место установки электрического привода на насосы определяется межцентровым расстоянием клиноременной или цепной передачи. После установки привод выверяют по уровню на горизонтальность и совмещение плоскостей звездочек цепной передачи или шкивов клиноременной передачи. Совмещение контролируется натяжением шнура, который должен касаться одновременно на обеих звездочках или шкивах двух диаметрально противоположных точек. Рама привода крепится к основанию анкерными болтами.
Если приводом являются двигатели внутреннего сгорания, то сначала монтируют агрегаты, связанные с лебедкой, а затем относительно их ориентируют остальные агрегаты привода. При этом выверяют параллельность и соосность валов и совмещение плоскостей цепных колес или клиноременных шкивов агрегатов, связанных между собой передачей.
Параллельность осей валов проверяют при помощи металлической рулетки или шнура. Измерение производят с обоих концов валов. Отклонение от параллельности не должно превышать 1 мм на 1000 мм длины валов.
Совмещение плоскостей цепных колес или шкивов агрегатов, связанных передачей, проверяют при помощи шнура. Натянутый шнур прикладывают к торцу цепного колеса или шкива первого агрегата так, чтобы он касался двух диаметрально противоположных точек колеса или шкива, а второй агрегат передвигают до тех пор, пока его колесо или шкив не коснется шнура двумя диаметрально противоположными точками (рис. 140). Отклонение на несовмещение плоскостей допускается 1—2 мм. Между агрегатами, связанными клиноременными или цепными передачами, устанавливают винтовые распорки, при помощи которых натягивают ремни или цепи.
Клиновые ремни следует подбирать в комплект по профилю и длине. Отклонение по длине допускается не более 30 мм. Контроль натяжения ремней ведется по стреле прогиба ведущей ветви, нагруженной грузом 10 кгс (рис. 141). Стрела прогиба должна составлять 65-75 мм для ремней длиной 5600 мм и 130-140 мм длиной 10000 мм.
Длина цепей определяется расчетным путем, и в паспорте агрегатов указывается количество их звеньев.
Карданные передачи не требуют высокой точности монтажа, однако их сочленения не должны иметь биений выше допустимых. Допустимые радиальное и осевое биения карданных сочленении составляют 2—3 мм.
Рис. 140. Схема выверки шкивов на совмещение их в одной плоскости
Рис. 141. Схема контроля за натяжением клиновых ремней передачи
Расстояние между агрегатами должно обеспечивать свободный проход к ним и их обслуживание. Проходы должны иметь ширину не менее 800 мм.