Воспроизведения условий на забое моделировалась закачка азота при различных объемах расхода азота и различном противодавлении на пласт
Для воспроизведения условий на забое моделировалась закачка азота при различных объемах расхода азота и различном противодавлении на пласт (игнорируя температурные условия). Проведенные исследования позволили выявить важное качество забойных двигателей в условиях применения сжимаемых жидкостей: разрыв в величинах рабочего давления между условиями отсутствия нагрузок и условиями остановки двигателя существенно ниже по сравнению с показателями, отмечаемыми при применении несжимаемых жидкостей. Это указывает на необходимость мониторинга рабочих параметров бурения, в частности, противодавления в кольцевом пространстве, для обеспечения оптимальной подачи при нагнетании воздуха/азота в скважину. При применении сжимаемой жидкости перепад давления в забойном двигателе был также более низким по сравнению с данными исходной кривой применения воды. Результаты исследования позволили заключить, что закачка азота/воздуха должна осуществляться при более высоком объемном расходе по сравнению с рекомендуемыми в публикациях показателями. Такие показатели общего объемного расхода азота/воздуха и жидкости должны основываться на прогнозных расчетах условий давления и температуры выше уровня расположения забойного двигателя в скважине.
Большим недостатком бурения с применением сжимаемых жидкостей является то обстоятельство, что колонна ГТ становится своего рода большим накопителем жидкости, задерживающим передачу на поверхность сигналов роста давления на забое, которые могут свидетельствовать о создании условий остановки забойного двигателя. Опытный оператор, правда, может распознать признаки остановки забойного двигателя по возникающим вибрациям на устье скважины, используя для этого стетоскоп или иной чувствительный прибор.
Важное значение имеет обеспечение смазки ротора/статора забойного двигателя. Применение в процессе бурения чистого азота или воздуха может приводить к высыханию смазки подшипников двигателя и их заеданию. Такая проблема не возникает при применении забойных двигателей с герметизированными подшипниками. Необходимо использовать смазочный материал, обеспечивающий нормальную работу подшипников и предупреждающий вспучивание и охрупчивание резиновой оболочки статора двигателя.