Буровая установка бу-зд-76
Буровая установка имеет смешанный привод основных исполнительных механизмов: групповой трехдизельный — для привода лебедки, ротора и одного бурового насоса и индивидуальный двухдизельный — для привода второго насоса (рис. 3).
Групповой привод состоит из одношкивного, двухшкивного силовых агрегатов и двушкивного силового агрегата с четырехскоростной коробкой перемены передач, смонтированных на общей раме. Индивидуальный двухдизельный привод состоит из одношкивного и двушкивного силовых агрегатов. Агрегаты с дизелями В2-450АВС2 спариваются между собой клино-ременными передачами с ремнями типа Д длиной 5600 мм. Между рамами силовых агрегатов установлены винтовые стяжки для натяжения ремней путем передвижения агрегатов. Не- посредственно у агрегатов установлены масляные баки, имеющие змеевики для охлаждения или подогрева поступающего в дизели масла.
Мощность каждого дизеля силовых агрегатов передается на шкив трансмиссии через эластичную муфту, понизительный редуктор, муфту ШПМ-500. Суммированная мощность группового трехдизельного привода передается на коробку перемены передач через спаренную муфту 2ШПМ-500, а от коробки передач на лебедку — двумя карданными валами. Групповой привод обеспечивает как одновременную, так и раздельную передачу мощности на лебедку или на насос от одного, двух или трех агрегатов, а также обратный ход лебедки или ротора (реверс) путем включения реверсивной шестерни коробки. Мощность на вал ротора передается от лебедки через муфту 2ШПМ-500 и цепную передачу. На валу ротора имеются две сменные звездочки, в результате чего ротор может иметь 8 прямых скоростей и две обратных.
Для переключения скоростей лебедки и ротора в коробке передач имеются шестеренные блоки, которые при включении перемещаются на валах коробки при помощи штурвалов. Валы коробки при переключении скоростей проворачиваются от электростартера СТ-700, в качестве которого используется электродвигатель постоянного тока, работающий от аккумуляторных батарей напряжением 24В. Шпиндель электростартера соединяется с венцом зубчатой передачи, который установлен на ободе муфты 2ШПМ-500 входного вала коробки. Для быстрой остановки валов коробки передач при переключении скоростей на корпусе ее установлен тормоз — муфта ШПМ-300, шкив которой соединен с входным (ведущим) валом. Смазка к подшипникам и шестерням коробки передач подается шестеренчатым насосом из масляного бака, который монтируется около коробки. Для механизации ремонтных работ в пределах трехдизельного привода на его раме монтируется консольно-поворотный кран грузоподъемностью 3 т.
На одношкивном силовом агрегате трехдизельного привода имеется дополнительный шкив клиноременной передачи для привода компрессора К.С-5М.
Буровой вышкой и основаниями для оборудования установка заводом не комплектуется.
Монтировать буровые установки можно на различных блочных или крупноблочных основаниях типа БС-ЗД или ОБ-53М с башенными или мачтовыми вышками.
В 1986 г. буровая установка была модернизирована и стала выпускаться под шифром БУ-ЗД-86. Установка комплектуется двухъярусным основанием высотой 6,5 м для вышки башенного типа, основаниями для лебедки и группового привода высотой 1,4 м, приемным мостом, каркасами укрытий лебедочно-приводного блока, вспомогательной лебедкой. Вышечное основание снабжено опорами под тяжеловозы для транспортировки вышки в вертикальном положении. Групповой привод состоит из одношкивного силового агрегата с коробкой перемены передач, соединенной двумя карданными валами с коробкой лебедки, и двух двухшкивных силовых агрегатов, смонтированных на общем основании. Привод на ротор осуществляется цепной передачей от лебедки через угловой редуктор, вертикальный карданный вал, компенсирующий разницу высот лебедочного и вышечного оснований, второй угловой редуктор, установленный на вышечном основании, и цепную передачу от редуктора на вал ротора.
Буровые насосы при монтаже устанавливаются на отдельных фундаментах. Допустимая нагрузка на крюке при оснастке 6X7 составляет 3000 кН, предельная глубина бурения 5500 м. Общая масса установки составляет 283 т.