После подтверждения возможности получения минимального противодавления на пласт
После подтверждения возможности получения минимального противодавления на пласт, было необходимо установить оптимальные параметры для закачки газа и жидкости с целью получения минимального противодавления на пласт и нормальной работы забойного оборудования (долото, ГЗД). На рис. 5 показан график изменения забойного давления (ВНР) с увеличением закачки азота. Для обеспечения наибольшей эффективности работы забойных двигателей (4 3/4") и долот типа РОС (5 7/8") была выбрана величина расхода жидкости в диапазоне 180-220 галлон/мин.
Рис.5
График зависимости забойного давления от расхода жидкости при закачки азота.
Буровые работы на скважине в восточной Венесуэле
Перед бурением горизонтального ствола были проведены другие мероприятия по получению основной информации о продуктивном пласте. Описание этих мероприятий и буровых работ с минимальным противодавлением на пласт приведено ниже:
• Бурение опережающего ствола
Для получения дополнительной информации и уточнения имеющихся геологических данных был пробурен опережающий ствол диаметром 8 3/8" с зенитным углом 42°. В результате было обнаружено, что, в соответствии с данными каротажа, эффективная мощность пласта по вертикали составляла 8 футов, что сильно отличалось от величины 23 футов по корреляции с соседними скважинами.
На нескольких отметках интервала залегания песчаников были проведены замеры забойного давления. В результате пластовое давление составило 2800 фунт/кв. дюйм, на 400 фунт/кв. дюйм выше, чем предполагалось на этапе планирования. В результате гидравлических расчетов с учетом этих изменений величина эквивалентной циркуляционной плотности (ECD) для продуктивного пласта была установлена равной 4,8 фунт/кв. дюйм вместо 4,3 фунт/ кв. дюйм, как предполагалось ранее.
Спуск и наращивание хвостовика
Перед бурением горизонтального ствола в скважину был спущен и зацементирован хвостовик диаметром 7" при максимальном зенитном угле 87°. Затем было произведено наращивание хвостовика того же диаметра до внутренней поверхности предыдущей обсадной колонны диаметром 9 5/8" с образованием кольцевого пространства между этими колоннами, по которому производилась закачка азота. В нижней части наращиваемой секции хвостовика было сделано 18 отверстий диаметром 3/4" (35 кв. дюймов поверхности закачки) для закачки азота. Место закачки азота располагалось на глубине 9767 футов (рис. 6).
Рис.6 Схема расположения точки закачки азота.