Использование в аэрированной системе буровой раствор
Для использования в аэрированной системе буровой раствор должен иметь определенные
базовые свойства: низкое предельное статическое напряжение сдвига, для облегчения
выхода воздуха, низкую вязкость и хорошую регулируемость коррозионных характеристик.
После полного установления циркуляции, давление на забое скважины регулируется
контролируемыми изменениями объемов инжектируемого воздуха и бурового раствора. Если давление на забое равно или ниже пластового давления, то проникновение бурового раствора и шлама в продуктивный горизонт будут минимальны.
Для каждого интервала скважины может оказаться необходимым внесение определенных изменений в значение отношения объема воздуха к объему бурового раствора, величина которого определяется большим количеством параметров, таких как: параметры геометрии ствола скважины, свойства бурового раствора, эффективность насосов, параметры скважины, температура, уровень потери циркуляции и уровень воды в скважине. Системы с аэрированными буровыми флюидами являются наиболее коррозионно-активными из всех систем для бурения на пониженном гидростатическом давлении. Однако, в настоящее время, эти системы можно применять практически повсеместно при соответствующем выборе источника водоснабжения, контроле и регулировании уровня рН и использовании современных ингибиторов коррозии.
Внутрискважинные возгорания
Внутрискважинные возгорания - явление редкое. Последствия таких случаев производят сильное впечатление. Обычно, утяжеленные бурильные трубы и долото расплавляются, делая невозможным выполнение ловильных работ.
Если при пневматическом бурении встречаются углеводороды, то выполняются два условия из трех, необходимых для возникновения возгорания или взрыва в скважине, а именно: имеются в наличии горючие материалы и кислород. Третье условие - источник воспламенения.
Возгорание происходит, если в скважине находятся увлажненный газ или нефть с газом под давлением и при температуре, которые могут вызвать их воспламенение. Детонация или взрыв очень похожи на те, что происходят при работе дизельного двигателя. Детонация происходит при достижении определенной температуры смеси. Существуют три явления, которые могут привести к детонации при бурении: отложения глинистой корки на отдельных участках ствола скважины (уплотнения между стенкой скважины и бурильной колонной), искры, возникающие в скважине и небольшие отверстия в бурильной колонне.